Наши дети

  
    Дети с задержкой психического развития – чаще всего соматически ослабленные, отстающие в физическом развитии. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики.  У таких детей снижены адаптивные возможности.    
Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине, но их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Замедлен темп формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Характерна рассеянность внимания, неспособность удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для детей с ЗПР характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. 
Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.
Детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов.  Ограничен словарный запас. В речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи.

Инструкция "Как написать комментарий под своим именем?"

2 комментария:

  1. Скажите, с помощью каких методик или игр в дальнейшем побудить у детей, их развитие речевого запаса.... Наши детки немножко особые, а в школе как известно не делают акцент на это... А еще, как помочь им в адаптации к обычной школе... ведь там дефектолога нет?

    ОтветитьУдалить
  2. Читаем с ребёнком
    Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:
    •чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию;
    •обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.
    Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.
    Игры и задания для расширения словарного запаса
    «Проводник» - во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова.
    «Называем животных» – взрослый и ребенок бросают друг другу мяч. Задача – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назвать животное, когда подошла их очередь. Победителем будет тот, кто назовет большее количество животных. Этот же вариант игры можно использовать для закрепления знания слов из других обобщающих категорий: «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» и т.д.
    «Где кто живёт?» – ведущий, бросая мячик детям, задаёт вопросы:
    Кто живёт в норе? (мышь, лиса)
    Кто живёт в реке? ¬(лягушка, рыба, выдра)
    Кто живёт в море? (кит, осьминог, дельфин, рыбы)
    Это игра позволит расширить не только словарный запас детей, но и укрепить их познания об окружающем мире.
    «Большой – маленький» - Тренируем навык образования словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Кидая малышу мячик, назовите слово, от которого он должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Первое время давайте ему на выполнение этого задания достаточно времени, не торопите.
    Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.
    Для этого необходимо:
    Объяснить значение слова, проговорить его чётко несколько раз.
    Чаще употреблять слово в нужной ситуации.

    ОтветитьУдалить